Липецкая Марина Сергеевна
Директор Фонда «Центр стратегических разработок «Северо-Запад»
Первая идея – это задача существенного обновления экономического профиля Саратовской агломерации сегодняшнего дня. Мы видим потенциал в создании в течение следующих 10 лет новой специализации Саратовской агломерации, прежде всего, в новых быстрорастущих рынках. Для того чтобы этот потенциал реализовать, понадобится привлечение или выращивание передовых производств – либо первых в своем роде, либо знаковых, ориентированных на работу с новыми рынками. Это могут быть совершенно новые якорные компании, которые, возникнув в агломерации, станут ее новым драйвером развития.
Вторая основная идея – это переход агломерации к новому профилю современной и при этом специализированной производственно-технологической инфраструктуры. Конкурентное преимущество агломерации сегодня – это то, что она уже является промышленным центром. Однако профиль производственной инфраструктуры достался агломерации от предыдущего индустриального цикла. Но в мировой промышленности, как известно, сейчас происходит технологическая революция. И тот инфраструктурный, технологический портрет, который характеризует новую промышленность, сильно отличается от того, что было 50 лет назад. Ставка на новый инфраструктурный пакет, на новую технологическую платформу может задать новый и укрепить существующий промышленный вектор развития Саратовской агломерации.
Третья основная идея – это необходимость концентрации качественного человеческого капитала по приоритетным тематикам. Важно не только привлекать и удерживать людей в городе за счет выгодных условий, качественных социальных услуг, рабочих мест, но и предоставлять жителям возможности для постоянного саморазвития. Качественный человеческий капитал, за который в мире идет борьба, требует постоянного образования, обновления компетенций. Чтобы этот капитал концентрировать, привлекать в экономику, нужна очень гибкая и современная система образования. Для повышения способности агломерации привлекать, удерживать и наращивать человеческий капитал, существует целая группа возможных решений.
Четвертая идея – новая программа маркетинга территории, соответствующая по формату и ставкам полуторамиллионному городу. Агломерация еще не дотягивает до этой цифры, но чтобы расти и развиваться, такую планку можно себе поставить. Важно начать соизмерять себя со столицами и в нашей стране, и за ее пределами – фиксировать разрывы и стремиться к уровню позиционирования полуторамиллионного центра. Уже сейчас можно начать «искусственно» наращивать рынок потребления, и тогда появится возможность претендовать на попадание на карту внимания инвесторов совершенно другого типа, на привлечение определенных инвестиций. Как в туристическом бизнесе звездность отелей идет от масштаба рынка – внешним инвесторам должно быть интересно приходить в Саратовскую агломерацию, как на полуторамиллионный рынок, запускать проекты и создавать новые объекты. Это касается секторов частной медицины, развлечений, туризма, потребления, определенных типов сетевой торговли и медиаиндустрии. Стремясь к такому масштабу, город попадет в один ряд с Казанью, Нижним Новгородом и другими крупными городами, и сможет рассчитывать на развитие соответствующих форматов рынков.
Пятой идеей является создание экосистемы – выгодных условий для малого и среднего предпринимательства, комфортной городской среды, удобной развитой системы сообщений, ликвидация средовых и коммунальных проблем. Это работа, ориентированная не на привлечение внешнего, а на внутреннее, поддерживающее развитие; это то, что характеризует деловой и социальный климат. Даже при отсутствии имиджевых проектов вложение в эту сферу дает долгосрочный задел для будущих поколений. Создание комфортной, развитой, интересной, разнообразной среды само по себе очень важно, хотя стратегический вектор не позволяет ограничиться только этим. Важно брать новые рыночные рубежи, новые масштабы маркетинга, заявлять новые амбициозные проекты в современной промышленной революции. Весь этот комплекс решений в перспективе может характеризировать Саратовскую агломерацию завтрашнего дня.