Голубева Яна Анатольевна

Директор MLA+СПб

Проектные границы Саратовской агломерации, совпадающие с административными границами четырех муниципальных образований, охватывают очень большие территории. К примеру, существующие проектные границы в 3 раза больше площади Москвы и в 19 раз больше самого Саратова. На данной территории плотность населения чрезвычайно низка и, как следствие, экономических предпосылок для ее развития на данный момент нет. Кроме того, существует множество проблем в самих городах и населенных пунктах. По этой причине развитие необходимо планировать в пределах уже застроенных территорий, решая проблемы, сдерживающие развитие региона.

Застройка в полях не дает значимого экономического эффекта, увеличивает нагрузку и расходы на коммунальную и транспортную инфраструктуры города. Концентрация внимания на застроенных территориях позволит эффективнее использовать имеющиеся городские ресурсы, повысив капитализацию земли. Главная идея проекта заключается в развитии ядра Саратовской агломерации, которое станет катализатором развития прилегающих территорий, будет способно предложить жителям всего региона широкий спектр товаров и услуг, рабочих мест и компетенций. 

Для реализации поставленной цели мы предлагаем зонирование территорий, основанное на целом ряде критериев:

  1. Зоны размещения застройки – ограничивают расползание города; 
  2. Планировочно-средовые районы – позволяют применить уникальный подход по отношению к каждому району в отдельности с учетом его особенностей;
  3. Городские центры и коридоры – обеспечивают развитие локальных центров районов, что позволит создать полицентричную агломерацию и снизить транспортные издержки населения;
  4. Зоны общественного транспорта – улучшают транспортную инфраструктуру, концентрируя услуги, рабочие места, жилые территории вдоль маршрутов общественного транспорта; 
  5. Зоны зеленого каркаса – ограничивают антропогенное воздействие на важнейшие природные элементы агломерации. В пределах указанных зон предусматривается реализация мероприятий по сохранению, повышению качества, доступности элементов природно-рекреационного каркаса.